Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СОВЕТСКИЙ ПАНСИОНАТ КРУГЛОСУТОЧНОГО УХОДА»

«Не навреди!» - технологии здоровьесбережения в действии

31 января 2019

«Не навреди!» - технологии здоровьесбережения в действии

Клещева Е.Ю.,

заведующий социально-реабилитационным отделением

БУ «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

По уставу Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов» [5].

Здоровье – тема, актуальная во все времена для каждого человека и для общества в целом.

Как сохранить возможности организма, данные природой, или восстановить растраченные резервы? Решением этого вопроса занимается медицина.

Функция формирования культуры здоровья возложена, в большей степени, на образование.

Организации сферы социального обслуживания призваны оказать помощь тем, кто в силу стойких нарушений здоровья утратил способность к самообслуживанию.

Особенность стационарных учреждений социального обслуживания, каким является БУ «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов», состоит в том, что реализация технологий здоровьесбережения в них находится на стыке медицины и социальной работы, поэтому принцип
«Не навреди!» является основополагающим во всех направлениях деятельности.

Наиболее важную роль соблюдение требований здоровьесбережения, на мой взгляд, играет в социально-бытовом обслуживании (соблюдение санитарно-гигиенического, санитарно-противоэпидемиологического режимов, норм питания, нормативов площади, предоставления одежды, обуви, предметов личной гигиены, требований к качеству гигиенических процедур и т. д.), поскольку получатели социальных услуг находятся в учреждении круглосуточно в течение длительного периода времени. При этом исполнение требований доступности объектов, на которых предоставляются социальные услуги, и приспособление жилых помещений к нуждам инвалидов является одним из основных условий формирования здоровьесберегающего пространства в учреждении.

Концепцией активного долголетия перед организациями социальной сферы ставится задача поддержания максимально продолжительной социальной активности граждан старшего поколения, поэтому здоровьесбережение проходит красной нитью во всех реабилитационных технологиях, реализуемых в учреждении.

Так, в рамках социально-медицинской реабилитации особое значение имеют профилактические мероприятия: вакцинация, профилактические медицинские осмотры, диспансеризация, систематическое наблюдение за состоянием здоровья получателей социальных услуг, позволяющие своевременно реагировать на возникающие проблемы.
Витаминизация блюд, курсовой прием минеральной воды, арома-, фито- и физиотерапия помогают укрепить иммунитет, восстановить нарушенные функции организма.

Однако стоит отметить, что при отсутствии у получателя социальных услуг мотивации к активному долголетию усилия специалистов не возымеют должного эффекта. В этом случае, на первый план выходит работа психолога. Психокоррекция и психотерапия способствуют формированию позитивных жизненных установок и стимулируют к активности.

Повышению мотивации служит и просветительская деятельность работников. Узнавая о воздействии на организм человека различных реабилитационных технологий, находящиеся на социальном обслуживании граждане получают представление о том, каких результатов они могут достичь в случае их активного участия в процессе реабилитации, и о том, к чему может привести безразличие к собственному здоровью. Кроме того, информационно-просветительские мероприятия позволяют обеспечить получателям социальных услуг уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Однако, в деятельности учреждения предусмотрено не просто информирование о способах сохранения здоровья, но и предоставление возможности получить практические навыки самооздоровления.
Ежедневная утренняя гимнастика, занятия на спортивной площадке, занятия секций настольного тенниса, дартса, настольного хоккея, бочче, бильярда, изучение нетрадиционных оздоровительных техник помогают восстанавливать и поддерживать жизненные ресурсы организма.
Профессионально организованный досуг, направленный на формирование позитивных интересов, также способствует здоровьесбережению и активному долголетию. Так, применяемые в учреждении технологии кинотерапии и проведения концертно-развлекательных программ имеют целью улучшение психоэмоционального состояния. Технология активной музыкотерапии (занятия вокалом) формирует навыки правильного дыхания и является способом профилактики заболеваний дыхательной системы. Чтение книг, заучивание наизусть стихов способствует сохранению интеллектуально-мнестических функций организма. С помощью занятий декоративно-прикладным творчеством достигается восстановление и поддержание мелкой моторики рук.

Такое сочетание теоретических и практических методов формирует активную позицию получателей социальных услуг в отношении своего здоровья.

Вышеназванные технологии сами по себе носят здоровьесберегающий характер. Однако, при их реализации, то есть при проведении мероприятий, также необходимо учитывать определенные требования. Такие требования были разработаны методистом учреждения и представляют собой условия, при которых будет соблюден принцип здоровьесбережения.

Требования (критерии) здоровьесбережения:

наличие специально отведенного помещения для реализации технологии (кабинет, жилая комната, специально отведенное место в учреждении);

соблюдение температурного режима (от +18о до + 23о С, наличие термометра для контроля температуры в помещении);

соблюдение гигиенических норм и требований к помещению (чистота, периодичность влажной уборки, санитарной обработки мебели, полов, стен, окон, подоконников и т. д.);

соблюдение режима проветривания помещения для групповых и индивидуальных занятий (4 раза в день);

соответствие освещенности рабочих зон и всего помещения требованиям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55710-2013 Освещение рабочих мест внутри зданий, Свода правил СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение, Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

обеспечение отсутствия раздражающих факторов (звуко-, шумоизоляция);

соответствие площади помещений требованиям СанПиН;

наличие мебели, оборудования и инвентаря, отвечающих требованиям: надежность, долговечность, комфортность (соответствие росту, весу), травмобезопасность, наличие приспособлений для коррекции мебели (подушки для сидения, подставки и т. д.);

обеспечение удобной позы получателя социальных услуг (прямая осанка, спина поддерживается спинкой стула и т.д.);

применение способов мотивации получателя социальных услуг к активной деятельности (пробуждение интереса к занятию, радости активности, акцентирование внимания на социальной, личностной значимости, информирование о влиянии технологии (методики, процедуры и т. д.) на здоровье);

применение нескольких видов деятельности (не менее трех) во время реализации технологии.

Ориентирование всей деятельности учреждения на требования здоровьесбережения нашло отражение в стабильных результатах по показателям улучшения здоровья получателей социальных услуг (28 – 30% ежегодно), в отсутствии случаев инфекционных, групповых вирусных заболеваний.

Таким образом, предоставление любой социальной услуги, особенно в учреждении стационарного социального обслуживания, должно соответствовать принципу «Не навреди!», поскольку «здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, условие его активной полноценной и долгой жизни, успешности во всех сферах жизнедеятельности, полноценного социального функционирования» [2].

 

Список литературы

  1. Болдина, М. А. Технологии здоровьесбережения в деятельности специалиста социальной работы как основа для решения проблем здоровья населения / М. А. Болдина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2016. – Т.21 – Вып. 10 (162). – С. 67–71.
  2. Лунева К.В. Роль и место здоровьесбережения в социальной работе / К.В. Лунева, Т.С. Киенко, С.С. Пятибратова // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – 2014. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/. – Загл. с экрана.
  3. Минаков С.А., Панжинская Н.И. Здоровьесбережение как образ жизни современного студента / С.А. Минаков, Н.И. Панжинская //
    VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – 2014. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/9/2201– Загл. с экрана.
  4. Свиренко А.А. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России / А.А. Свиренко // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – 2014. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/583/1353– Загл. с экрана.
  5. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения. Режим доступа: [http://docs.cntd.ru/document/901977493].

Опубликовано: http://sovrtr.ru/lenta-novostej/item/6525-ne-navredi-tekhnologii-zdorovesberezheniya-v-dejstvii

Дата создания: 31-01-2019