Опубликовано в журнале
«Вестник социального обслуживания Югры»,
№2 (4) за 2013 год
ЗАЖГИ ВО МНЕ ЗВЕЗДУ:
ОПЫТ РАБОТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ «Рампа»
В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Продан Л.Г., заведующий социально-реабилитационным отделением бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
В современном мире театр имеет особое значение, и это связано со стремлением человека развивать свой духовный мир. Люди имеют разные стимулы и пути духовного развития. Кто-то приходит в театр за зрелищем, кто-то за развитием, а кто-то в силу имиджа и маркетинговых приёмов.
Кто из нас не мечтал когда-либо заглянуть за кулисы, подняться на театральные подмостки, постоять на сцене, ощутить себя в качестве актёра, прислушаться к ликованию своей души, переплетённому с волнением и новыми, переполняющими, необъяснимыми чувствами. Ещё более того эти чувства усиливаются, когда понимаешь, что мечте, которую ты нёс в себе почти всю жизнь, суждено сбыться, и именно тогда, когда от жизни ты уже ничего не можешь ждать, потому что ты — инвалид.
Но практика показывает, что в жизни всё возможно, в том случае, когда человек не одинок. При поддержке неравнодушных людей обретаешь в себе силы противостоять невзгодам, трудным жизненным ситуациям, адаптироваться к новым условиям и обстоятельствам дальнейшего существования, находишь своё место, ощутив себя нужным, полезным человеком, и просто счастливым человеком. Всё это успешно осуществляется в условиях стационарного учреждения социального облуживания.
Нельзя не сказать, что поступление в дом-интернат не всегда воспринимается людьми с оптимизмом. Непростые личностные характеистики инвалидов, круг их интересов требуют применения в работе разнообразных форм и видов деятельности.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Дарина» уже не первый год успешно реализуется программа духовно-творческого развития граждан пожилого возраста и инвалидов «Театральная студия «Рампа». Необходимость создания «театра» обусловлена, в первую очередь, тем, что складывающиеся социальные условия требуют от людей определённых способностей для адаптации в окружающем мире. Приобрести умения ориентироваться в жизненных ситуациях, попробовать ощутить себя в той или иной среде, освободиться от скованности и зажатости — всё это доступно участникам «театра».
Основной целью деятельности студии является создание условий для реализации эстетических и нравственных возможностей, творческих умений участников, оказание им помощи в адаптации к новым жизненным обстоятельствам и расширение кругозора.
Поставленная цель выполняется посредством решения следующих задач:
1. Проводить социологические исследования по выявлению интересов и способностей клиентов.
2. Обеспечить и создать необходимые условия для личностного творческого развития, активизации мыслительного процесса, познавательного интереса, формирования общей культуры.
3. Способствовать развитию личности с учётом изменений образа жизни и круга интересов.
Деятельность студии направлена на творческое самовыражение, самопрезентацию граждан, их эмоциональное раскрепощение. Результат достигается через игру, фантазирование, создание образов.
Решение поставленных задач предполагает поэтапность проведения работы с использованием исследовательских (для выявления интересов граждан к театральному творчеству), организационных (для информирования участников, планирования деятельности, формирования группы), практических (для проведения игр, упражнений, репетиций и постановок), аналитических (для определения уровня удовлетворённости участников клуба, качества проведённых мероприятий, анализа выступления) форм и методов.
Поэтапность проведения занятий с использованием театральной игры, ритмопластики, культуры и техники речи, основ театральной культуры, работы над спектаклем является особенностью работы театральной студии.
Использование разнообразия форм и методов помогает развивать у участников театральной студии ценность нравственных качеств, таких как взаимопомощь, доброта, честность, поддержка, внимание и чуткость, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями. Атмосфера доверия, сотрудничества, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту, связь с другими видами искусств — танцами, сольным исполнением — способствуют проявлению индивидуальности.
Тематика занятий разнообразна и подобрана так, что помогает участникам студии развивать умение ориентироваться в пространстве, тренировать отдельные группы мышц и координацию движений, расширять словарный запас и умение вступать в диалог, стабилизировать психические процессы, обретать ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, воспитывать нравственно-эстетические качества. На занятиях также участники знакомятся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией, особенностями и видами театрального искусства, основами актёрского мастерства, осуществляют работу над спектаклем и ролью.
Театральная студия — это увлекательная и доступная форма творчества людей, у которых жизнедеятельность и социальная жизнь нарушены из-за физических отклонений. Театр объединяет людей, проявляющих интерес к театральному творчеству, способствует повышению социального и психологического статуса, активизирует мышление и познавательный интерес, пробуждает фантазию и воображение, воспитывает любовь к родному слову, помогает проявиться сочувствию и сопереживанию. Всё это оказывает положительное влияние на взаимоотношения инвалида с окружающими людьми и его адаптацию в быту.
Участники театральной студии — это дружный, творческий коллектив, с формировавшимися умениями и навыками актёрского мастерства, владеющий элементами общей культуры, с характерной активизацией мыслительного и познавательного процессов, стабильностью психоэмоционального фона, творческим развитием.
Ежегодно «театралы» принимают участие в КВНах, фестивалях, конкурсах. За период существования театра наиболее запомнившимися постановками стали «Каша из топора», «Теремок», «Кто пойдёт служить в армию», «Край, где ты живешь, прекрасен», «Тепло сердец».
Значение «театра» для инвалидов сложно переоценить. Занятия в театральной студии способствуют повышению культуры досуговой деятельности, расширению социокультурных связей, формированию умений и навыков актёрского мастерства.
Театрализованная деятельность является источником развития и совершенствования чувств, глубоких переживаний. Она приобщает к духовным ценностям, влияет на преодоление и осознание себя, своего места в окружающем мире, оказывает влияние на эмоциональную сферу актёров и зрителей.
Список литературы
1. Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. – М. : Просвещение, 1991.
2. Артёмова, Л. В. Чем хороши театрализованные игры? / Л. В. Артёмова. – М., 2001.
3. Безымянная, О. Школьный театр / О. Безымянная. – М., 2001.
4. Иванова, Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы / Г. П. Иванова. – М. : Скрипторий 2003, 2006.
5. Кисилёва, О. И. Развитие творческих способностей средствами театрально-игровой деятельности : метод. пособие / О. И. Кисилёва. – Томск, 2003.
6. Крез, Я. К. Сказку вспомнить нужно / Я. К. Крез. – Мозырь : Белый ветер, 2003.
7. Мочалов, Ю. А. Первые уроки театра / Ю. А. Мочалов. – М., 1986.
8. Никашина, Г. А. В мире фантазии и звуков: пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Г. А. Никашина. – Мозырь : Белый Ветер, 2004.
9. Опарина, Н. А. Театр – это волшебный край! / Н. А. Опарина. – М. : Социум, 1999.
10. Петрова, Т. И. Театрализованные игры / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2000.
11. Фирилёва, Ж. Е. Са-фи-дансе: танцевально-игровая гимнастика / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.
12. Фриман, Д. Как развить таланты / Д. Фриман. – М. : ТОО Центр «ПРО», 1995.
13. Ходонович, Л. С. Игра. Творчество: Академия последипломного образования / Л. С. Ходонович. – 2-е изд. – Минск, 2004.
14. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности / Э. Г. Чурилова. – М. : Владос, 2004.